Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Белоярская СОШ № 1 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно–развивающей работы с учащимися с различными нозологиями в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
В МБОУ Белоярская СОШ № 1 созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому и в школе;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-педагогическая комиссия;
В школе для полноценной реализации общеобразовательных программ и АООП НОО и ООО созданы необходимые условия для получения образования и коррекционно – развивающей помощи для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
Главный вход в образовательное учреждение и вход со двора оборудованы вывесками (шрифт Брайля). Для входа в образовательное учреждение имеется подъёмник для инвалидов, тактильная плитка на ступеньках входной лестницы, кнопки вызова. Внутрипомещение оборудовано зрительными ориентирами (контрастно выделены первые и последние ступеньки лестничных пролетов), обозначены направления движения (пиктограмма),на дверях кабинетов присутствуют указатели (шрифт Брайля)для слабовидящих обучающихся. Установлены световые и звуковые маяки.
Вся школа оснащена системой видеонаблюдения, на входе в школу есть охрана.
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1» соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:
· к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса
(требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
· к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской и т.д.);
· к соблюдению пожарной и электробезопасности;
· к соблюдению требований охраны труда;
· к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.
Материально-техническая база реализации АООП НОО ООО для детей с ОВЗ и инвалидов соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников МБОУ БСОШ № №1» к:
·участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
· зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания);
· помещению библиотеки (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки);
· помещениям для осуществления образовательного и коррекционно-развивающего процессов: классам, кабинетам учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и др. специалистов (необходимый набор и размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
· кабинетам медицинского назначения;
· помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;
· туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям.
Созданы комфортные условия во всех учебных и внеучебных помещениях для обучающихся с ОВЗ и детей инвалидов.
В МБОУ «Белоярская СОШ № 1» есть отдельные специально оборудованные кабинеты для проведения занятий с психологом, учителем-логопедом, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения обучающихс с ОВЗ.
В реакриациях есть мягкие диваны и кресла, зоны для игр.
В школе работает школьное радио, где предается полезная и занимательная информация.
На школьных этажах расположены информационные стенды с информацией по правилам поведения в школе, Уставом школы, расписанием уроков, правилам по технике безопасности, новостные стенды. Вся информация напечатана крупным, читаемым шрифтом, плакаты яркие и красочные.
В школе есть центральное водоснабжение, холодная и горячая вода. Функционирует система канализации, на всех этажах есть отдельный туалет для девочек и отдельный для мальчиков. Также имеются в наличии 2 туалета для обучающихся с ОВЗ.
Все кабинеты освещены - имеется достаточное освещение (естественное и искусственное). В учебных кабинетах обеспечен свободный доступ естественного света, используются жалюзи, позволяющие регулировать световой поток.
В кабинетах оптимальный тепловой режим. На переменах проводится во всех кабинетах проветривание, влажная уборка. Все кабинеты оснащены бактерицидными лампами, которые включаются перед первым уроком и после всех уроков.
В каждом классе есть школьная мебель в необходимом количестве. Соблюдаются требования к расстановке мебели, организации учебного места, учебной доске. Организация учебного места для детей осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий. Номер парты подбирается тщательным образом, в соответствии с ростом ученика, что позволяет ребенку поддерживать правильную позу.
Классные доски в каждом классе изготовлены из материалов, имеющих высокуюагдезию, записи хорошо видны и смываются. Высота нижнего края доски над полом 70-90 сантиметров.
Ребенок с ОВЗ сидит на первой или второй парте и всегда находится в поле зрения учителя.
Материально-техническое обеспечение обучающихся МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1 отвечает не только общим, но и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
Для реализации адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидов школа имеет необходимые ресурсы: кадры, творческой и инновационный потенциал педагогического коллектива, материально-техническую базу, адаптивную систему внутришкольного управления, достаточный уровень социально-психологического и социально-педагогического обеспечения, необходимые условия для обучения и развития детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Работа ведётся на базе 40 кабинетов. В школе имеется 2 компьютерных класса, два кабинета труда (технолгии), 2 кабинета психолога, 2 кабинета для работы логопеда и дефектолога.
В школе есть спортивный зал с раздевалками и душевыми комнатами, актовый зал, библиотека, столовая, медицинский блок, спортивная площадка, детская игровая площадка, площадка по ПДД, кабинет ИЗО, музейная комната.
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся по общеобразовательным программам, с ОВЗ и инвалидов, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
Также имеется дополнительное цифровое оборудование и специальное программное обеспечение, позволяющие педагогу наиболее полно реализовать профессиональные потребности и образовательные потребности детей с ОВЗ в учебном процессе. На каждом компьютере установлено лицензированное программное обеспечение.
Школа на сегодняшний день обеспечена полностью бесплатными учебниками.
Иноформационно-библиотечный центр (библиотека) укомплектован печатными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, различные словари.
Перечень используемых в образовательном учреждении учебников, дидактического материала и средств наглядности, полностью отвечает особым образовательным потребностям различных групп обучающихся с ОВЗ.
Для детей с ОВЗ имеются специальные дидактические материалы, рабочие тетради, которые полноценно обеспечивают реализацию АООП НОО для детей с ОВЗ (вариант программы 7.1, 7.2, 4.2.) и программы коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ и специальную поддержку освоения основной образовательной программы.
Требования к организации временного режима обучения
Временной режим образования обучающихся по общеобразовательным и адаптированным программам устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1»
Сроки освоения АООП НОО обучающимися для варианта 7.1, 5.1,4.1 составляют 4 года (1-4 классы), 7.2,8.2 (5 лет с обязательным дублированием в 1 классе).
Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
1 классы – 33 учебных недели; 2 – 4классы – 34 учебных недели.
Для профилактики переутомления обучающихся по общеобразовательным и адаптированным программам в годовом календарном графике равномерно распределены периоды учебного времени и каникул.
Продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 1.2.3685-21). Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей обучающегося, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.
Распорядок учебного дня обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации АООП для детей с ОВЗ, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности).
Учебные занятия начинаются не ранее 08.00 часов.
Нулевые уроки не проводятся. Обучение проводят только в первую смену по утвержденному расписанию.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
При составлении расписания уроков чередуют различные по сложности предметы в течение дня и недели.
В первом классе используется "ступенчатый " режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый);
- в середине учебного дня проводится динамическая пауза продолжительностью не менее 40 м
четверг или пятницу.
Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся с ОВЗ включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста.
Оптимальный возраст начала обучения по АООП НОО детей с ОВЗ - не ранее 7 лет. В первые классы принимаются дети 7-го или 8-го года жизни.
При организации обучения детей с ОВЗ на уроке соблюдаются все требования к организации учебного процесса.
Перед уроком проводится гимнастика в течение 5-7 минут в хорошо проветриваемом помещении. На каждом уроке проводятся физминутки в течение 2-3 минут- зрительные, подвижные, музыкальные, тактильные.
Каждый урок предполагает смену видов деятельности при использовании методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и рекомендациям ПМПК для детей с ОВЗ.
Соблюдаются гигиенические нормы и требования к организации и объему учебной нагрузки обучающихся по общеобразовательным и адаптированным программам.
Информация о специальных условиях охраны здоровья.
Основные направления охраны здоровья:
- Оказание первой медико – санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- Организация питания обучающихся;
- Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся для занятий ими физической культурой и спортом; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством РФ периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ;
- Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
- Профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
- Проведение санитарно – противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Договор между МБОУ «Белоярская СОШ №1» и родителями (законными представителями) ребенка, обучающегося по адаптированной образовательной программе