Инклюзивное образование — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
При этом для людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.
Основные принципы инклюзивного образования:
- Принцип приоритета человеческой личности. Ценность человека ставится во главу системы обучения и не зависит ни от потребностей человека, ни от особенностей его развития, ни от его успеха и достижений.
- Принцип чувственного и интеллектуального равенства. Предполагается, что любая личность способна на умственную деятельность, мыслительный процесс, а также может чувствовать и испытывать разнообразные эмоции.
- Принцип равноправных потребностей. Рассматривается равенство людей любого уровня развития на построение системы коммуникаций, нормальное общение и наличие права быть услышанным.
- Принцип взаимопотребности. Предполагается, что все люди в обществе нуждаются друг в друге.
- Принцип реальности. Процесс обучения должен быть организован только при наличии реально существующей системы взаимоотношений.
- Принцип потребности в помощи и поддержке. Каждому учащемуся необходимо дружеское плечо, на которое он может опереться, поддержка друзей или сверстников очень важна на любом этапе развития личности.
- Принцип разнообразия. Обучение должно носить дифференцированный характер, поскольку разнообразие помогает развитию всех граней личности.
- Принцип ориентации на прогресс. Учащиеся должны обращать внимание на то, чего они достигли и какие новые навыки у них появились.
Инклюзивное образование призвано устранить любые различия между обучающимися, уравнять их стартовые возможности и исключить любые дискриминационные факторы.