Наставничество
Педагогическое наставничество
Педагогическое наставничество в школе — это комплексный процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде.
Цель наставничества — успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения.
Основные задачи наставничества в школе:
- поддержка адаптации молодых педагогов в образовательной среде;
- обучение и развитие профессиональных навыков и компетенций;
- передача ценностей, норм и традиций профессионального сообщества педагогов;
- создание условий для рефлексии и критического мышления молодого педагога;
- содействие профессиональному и личностному росту молодого педагога.
Процесс наставничества в школе включает несколько этапов:
- Подготовка и обсуждение плана наставничества. На основании анкетирования и личной беседы выясняются проблемы, которые необходимо устранить, и составляется совместный план работы.
- Профессиональное развитие молодого специалиста. Работа молодого специалиста на данном этапе включает самообучение, участие в вебинарах, семинарах, конференциях.
- Совместная работа наставника с наставляемым. По мере необходимости педагоги встречаются в свободное от уроков время. Наставник отвечает на вопросы наставляемого, делится с ним наработками, идеями проведения занятий, методической литературой. Параллельно выслушиваются проблемы наставляемого и даются советы, исходя из опыта, что сделать и какие мероприятия провести.
- Оценка деятельности наставника. Деятельность наставника в работе с молодым педагогом считается эффективной, если молодой педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности.
К основным функциям и обязанностям педагога-наставника можно отнести следующие:
- Общеразвивающая. Предполагает углублённое преподавание знаний учащимся и подопечному лицу по конкретной тематике или предмету в целом.
- Консультационная. Необходима для оказания содействия и координации действий начинающего учителя при реализации учебного плана.
- Контролирующая. Предполагает регулирование деятельности подопечного лица, анализ и рекомендации по улучшению программы для подготовки качественного проекта.
- Коммуникационная. Достигается при установлении доверительных отношений между наставником и подопечным, которые способствуют повышению эффективности проекта или темы.
- Методологическая и методическая. Заключается в помощи при выборе методов для реализации намеченной цели, подборе информации и иных учебных инструментов.
- Психологическая поддержка подопечных. Включает в себя создание здорового психологического климата в коллективе, установление контакта с подопечными, грамотную мотивацию.
Ученическое наставничество
Ученическое наставничество в школе предполагает взаимодействие учащихся, при котором один из них находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами. То есть ребёнок, у которого какой-либо навык получается лучше, помогает справиться с трудностями другому ученику под руководством педагога.
Некоторые задачи ученического наставничества:
- Образовательные. Наставник помогает преодолеть проблемы с учёбой или, наоборот, одарённому ребёнку — проявить себя и реализовать свои сильные стороны. Например, объясняет, как решать уравнения, или готовит к участию в школьной олимпиаде.
- Социальные. Наставник помогает справиться с адаптацией внутри коллектива новичкам, детям с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья. Например, знакомит ребёнка с другими учениками, организует игры на сплочение, помогает выстроить отношения со сверстниками.
- Индивидуальные. Наставник помогает решить жизненные проблемы ребёнка, реализовывать его амбиции, желания, цели. Например, если подопечный мечтает о велосипеде, наставник рассказывает ему об основах финансовой грамотности: как накопить нужную сумму и как грамотно обращаться с деньгами.
Кроме ученика-наставника и ученика-наставляемого, здесь присутствует третий человек — куратор. Куратор формирует ученические пары и организует мероприятия для обучения наставников.
Наставничество может быть индивидуальным или коллективным. Во втором случае коллектив детей (класс, отряд, группа) берёт шефство над ребёнком или несколькими детьми, чтобы содействовать в решении актуальных проблем.