МБОУ Белоярская СОШ №1
Белый Яр
  • Наставничество

    Педагогическое наставничество

    Педагогическое наставничество в школе — это комплексный процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде. 

    Цель наставничества — успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения. 

    Основные задачи наставничества в школе:

    • поддержка адаптации молодых педагогов в образовательной среде; 
    • обучение и развитие профессиональных навыков и компетенций; 
    • передача ценностей, норм и традиций профессионального сообщества педагогов; 
    • создание условий для рефлексии и критического мышления молодого педагога; 
    • содействие профессиональному и личностному росту молодого педагога. 

    Процесс наставничества в школе включает несколько этапов

    1. Подготовка и обсуждение плана наставничества. На основании анкетирования и личной беседы выясняются проблемы, которые необходимо устранить, и составляется совместный план работы. 
    2. Профессиональное развитие молодого специалиста. Работа молодого специалиста на данном этапе включает самообучение, участие в вебинарах, семинарах, конференциях. 
    3. Совместная работа наставника с наставляемым. По мере необходимости педагоги встречаются в свободное от уроков время. Наставник отвечает на вопросы наставляемого, делится с ним наработками, идеями проведения занятий, методической литературой. Параллельно выслушиваются проблемы наставляемого и даются советы, исходя из опыта, что сделать и какие мероприятия провести. 
    4. Оценка деятельности наставника. Деятельность наставника в работе с молодым педагогом считается эффективной, если молодой педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности. 

    К основным функциям и обязанностям педагога-наставника можно отнести следующие: 

    • Общеразвивающая. Предполагает углублённое преподавание знаний учащимся и подопечному лицу по конкретной тематике или предмету в целом. 
    • Консультационная. Необходима для оказания содействия и координации действий начинающего учителя при реализации учебного плана. 
    • Контролирующая. Предполагает регулирование деятельности подопечного лица, анализ и рекомендации по улучшению программы для подготовки качественного проекта. 
    • Коммуникационная. Достигается при установлении доверительных отношений между наставником и подопечным, которые способствуют повышению эффективности проекта или темы. 
    • Методологическая и методическая. Заключается в помощи при выборе методов для реализации намеченной цели, подборе информации и иных учебных инструментов. 
    • Психологическая поддержка подопечных. Включает в себя создание здорового психологического климата в коллективе, установление контакта с подопечными, грамотную мотивацию. 
    Найдено: 11

    Ученическое наставничество

    Ученическое наставничество в школе предполагает взаимодействие учащихся, при котором один из них находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами. То есть ребёнок, у которого какой-либо навык получается лучше, помогает справиться с трудностями другому ученику под руководством педагога. 

    Некоторые задачи ученического наставничества:

    • Образовательные. Наставник помогает преодолеть проблемы с учёбой или, наоборот, одарённому ребёнку — проявить себя и реализовать свои сильные стороны. Например, объясняет, как решать уравнения, или готовит к участию в школьной олимпиаде. 
    • Социальные. Наставник помогает справиться с адаптацией внутри коллектива новичкам, детям с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья. Например, знакомит ребёнка с другими учениками, организует игры на сплочение, помогает выстроить отношения со сверстниками. 
    • Индивидуальные. Наставник помогает решить жизненные проблемы ребёнка, реализовывать его амбиции, желания, цели. Например, если подопечный мечтает о велосипеде, наставник рассказывает ему об основах финансовой грамотности: как накопить нужную сумму и как грамотно обращаться с деньгами. 

    Кроме ученика-наставника и ученика-наставляемого, здесь присутствует третий человек — куратор. Куратор формирует ученические пары и организует мероприятия для обучения наставников. 

    Наставничество может быть индивидуальным или коллективным. Во втором случае коллектив детей (класс, отряд, группа) берёт шефство над ребёнком или несколькими детьми, чтобы содействовать в решении актуальных проблем. 

    Найдено: 7

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике